О выборе репетитора

Результативность индивидуальной работы с репетитором.

Результативность индивидуальной работы с репетитором, ее преимущества и эффективность авторских методических разработок можно почувствовать с первых занятий. Думается, из сказанного выше понятно, насколько большое значение имеет выбор репетитора. Общеизвестно, как много зависит от учителя математики в обычной школе: попадется плохой учитель - не будет ни интереса к предмету, ни знаний, а ведь как часто приходится слышать от людей, достигших в жизни значительных высот, что своими знаниями предмета и успехом они обязаны именно своему школьному учителю, его высокой требовательности, умению пробудить интерес к предмету... Но особенно важно не ошибиться в выборе репетитора. Здесь следует особо подчеркнуть два основных момента.


Первое. Учитель, прежде всего, должен быть подлинным мастером того предмета, который он преподает. Скажем, в свое время я брал уроки тенниса у замечательного человека, профессионального теннисиста, заслуженного мастера спорта. Как-то на корте появился человек, по всему было видно, не профессионал, пытающийся предлагать услуги тренера. Приемы, которые он показывал, были настолько нелепы, что сразу стало очевидно: учиться у такого человека - значит на всю жизнь испортить свою технику неправильными приемами, от которых впоследствии отучиться будет практически невозможно. То же в полной мере относится и к математике. Да и может ли быть иначе? Ведь математика - это самый сложный предмет школьной программы, и для того, чтобы сдать экзамен в современный ВУЗ, необходимо овладеть сложнейшим комплексом специальных математических приемов. Один неверный прием - и ошибка; перепутан всего один знак - и пример не решен, одним баллом на экзамене меньше. А какова цена? Потеря одного года жизни, или, возможно, придется учиться в платной группе, а это в среднем может стоить около 10 тысяч условных валютных единиц за обучение и выше. Но в математике важна и стратегия использования приемов, их сочетания, важно умение научиться редкой способности увидеть решение - этому дару, совершенно непонятному и недоступному для людей, не являющихся профессиональными математиками. Но и этого мало: нужно определенным и правильным образом выстроить учебный процесс, чтобы всего за один учебный год овладеть огромным количеством информации и достаточным мастерством. А ведь нередко даже от иного репетитора-профессионала можно услышать мнение, что уровень знания репетитора не так уж и важен, гораздо важнее уметь понятно и доходчиво объяснить материал ученику. Нет более нелепого утверждения! Опытный учитель всегда будет ставить своей основной задачей научить самостоятельному мышлению, умению решать без чьей-либо помощи незнакомые ранее и неожиданно сложные примеры, которые каждый раз встречаются на экзамене. Пробудить интерес к предмету - это одно, но "доходчивое разжевывание" материала - не более чем сладкая приманка, насаженная на крючок иллюзий добреньких родителей, которые, иной раз, могут и не осознавать, что избалованный мальчик, которому все "кладется в рот", никогда не сможет ни решить новой для него математической задачи, ни справиться со сколько-нибудь сложной жизненной проблемой, которых так много предстоит на его жизненном пути... Доходчивость изложения материала важна как раз на школьных уроках с большой аудиторией, как и на университетских лекциях, но специфика работы репетитора как раз в том и состоит, чтобы обучить самому сложному - самостоятельному мышлению. А следовательно, репетитор, помимо умения ясно и доходчиво объяснить материал ученику (которое, конечно, я считаю также необходимым), должен уметь почувствовать момент, когда нужно остановиться и дать ученику шанс решить проблему собственными силами, научиться работать с литературой, подняться тем самым на очередную ступеньку той лестницы знаний, вход на которую открыт далеко не для каждого. Именно репетитор-профессионал позволяет максимально реализовать все преимущества индивидуальных занятий: персональный подход к каждому ученику плюс применение передовых эффективных методик обучения.


И второе. Современная мировая педагогическая наука все больше признает, насколько важен личный контакт учителя и ученика, создающий атмосферу взаимного уважения, доверия, взаимопонимания, общего видения целого ряда проблем. Ведь при указанных условиях эффективность индивидуальных занятий может увеличиться в несколько (!) раз, потому что только таким образом возможно не только заложить основы элементарных знаний, но и научить эти знания применять к практическим задачам, сочетая многочисленные методы и приемы в процессе решения сложных математических задач, требующих применения знаний из самых различных областей математики. И не случайно в наиболее престижных университетах Англии, Франции, США индивидуальное, личное общение профессора и студента нередко происходит не только в кабинете или аудитории, но и на природе или в кафе за чашкой чая или кофе. Потому что только при условии близкого, непосредственного общения возможна передача высшей техники мастерства, доступной лишь избранным профессионалам.


Проблема, на которую необходимо особо обратить внимание - это психологическая совместимость. Дело в том, что для данного ученика, с учетом его личностного типа, могут быть оптимальны лишь определенные типы учителей. И я советую, после первого же занятия, поговорите с ребенком, понял ли он материал, есть ли у него ощущение пользы от урока, установлен ли необходимый контакт, считает ли он, что дальнейшие занятия именно с данным человеком будут для него эффективны? В противном случае лучше попробовать поискать другого репетитора. Поговорите также с преподавателем, присмотритесь к нему, постарайтесь понять, насколько идеально подходит он именно для Вашей среды. Ведь от человека, к которому Вы испытываете чувство взаимного уважения и симпатии и который с Вами "по одну сторону баррикад", пользы будет значительно больше...