Зачем вообще школьнику изучать математику?

Зачем вообще школьнику изучать точные науки?

Остановлюсь на вопросе, часто возникающем у моих учеников и, на мой взгляд, имеющем несколько философское звучание. Зачем вообще школьнику изучать математику?


Ум - это не сумма знаний, а способность применять эти знания, находить взаимосвязи между фактами и явлениями. Реально (хотя в некоторых случаях и трудно) передать некую сумму знаний практически любому человеку. Несопоставимо труднее хотя бы чуть-чуть развить ум. Я знал людей, имевших по два диплома, и при этом являющих собой образец непроходимой, дремучей тупости.


Именно занятия математикой - один из немногих способов тренировать, развивать ум. Сопоставление различных фактов, применение законов и правил, поиск новых, неожиданных ходов и решений - все это развивает мышление, создает дополнительные связи между нейронами мозга, в конечном счете, повышает качество ума.


Одной из важнейших причин низкой конкурентоспособности украинской экономики является неумение и нежелание большинства людей жить по закону, а не по произволу. Одни придумывают дурацкие законы, другие их игнорируют. Самое печальное, что народ начинает с пренебрежением относиться и к законам природы и Бытия. Математика формулирует фундаментальные законы и учит уважать их. Законы математики (как и все реальные законы мироздания) абсолютно объективны и работают независимо от желаний людей. Дважды два - четыре всегда, а не тогда, когда этого хочет учитель. Если учитель говорит одно, а изученный закон ему противоречит, то надо спрашивать, и спорить, и искать истину. Школа приучает ребенка к тому, что учитель всегда прав и всегда сможет к чему-то придраться. Это дезориентирует детей, рождает ложное убеждение, что правильность ответа определяется не корректностью решения, а произволом учителя.


На своих занятиях я стараюсь выправить эту ситуацию. Если мой ученик видит противоречие между моими словами и математическим законом, мы обязательно обсудим это и снимем противоречие. Когда я поправляю ученика, я обязательно говорю ему, что именно мы исправляем: реальную ошибку, погрешность в оформлении или корректную, но некрасивую форму записи. То же касается и комментариев к школьным оценкам. Просматривая проверенную школьным учителем контрольную, я обязательно указываю ученику, где он совершил ошибку, где поленился дописать пояснение, а где к нему банально придрались.


Таким образом, изучение математики (с хорошим преподавателем) прививает ученику навык действовать по закону, а не по произволу, формирует самостоятельный, независимый взгляд на мир, учит ответственно подходить к решению задач, опираясь на полученные знания, а не на мнение "начальника". На этом пока остановимся. Желаю всем школьникам и студентам отличной учебы и успешного преодоления всех трудностей, а их родителям - благополучия и успехов в их воспитательно-образовательной деятельности.