Продолжительность и цена занятия

Первое, что интересует всех собеседников, - это продолжительность занятия и его цена.

Наиболее оптимальным, с точки зрения эффективности усвоения материала, считается время от 1 часа 20 минут до 1 часа 35 минут, в зависимости от класса средней школы, с 5-го по 11-й по возрастанию. Однако в некоторых случаях, а именно при работе с подростками, проявляющими повышенный интерес к математике при способностях выше среднего, а также с учениками, готовящимися в ВУЗы, продолжительность занятия целесообразно увеличить до двух - двух с половиной часов.


Другой вопрос, который интересует учеников и их родителей, - это стоимость занятия. По последнему вопросу всех преподавателей, дающих частные уроки, можно поделить на четыре основные группы.


В первую группу входят так называемые непрофессионалы: школьные учителя, студенты, аспиранты, преподаватели ВУЗов и другие лица, для кого частные уроки не являются основным видом деятельности. Стоимость занятий с ними может быть относительно невелика. Однако следует быть готовым к тому, что регулярность занятий, время их проведения и, самое главное, квалификация и качество работы преподавателя могут оставлять желать лучшего.


Вторая группа особенная. Она - порождение чисто российской специфики последних лет. В нее входят преподаватели, гарантирующие поступление в ВУЗ благодаря наличию связей и как правило работающие в этом же ВУЗе, и нередко в приемных комиссиях. Вот что говорит о таких занятиях мой коллега Р.А.Галкин: "...это преподаватели, гарантирующие поступление абитуриента в определенный ВУЗ благодаря наличию необходимых связей. Стоимость их занятий "до плюс бесконечности". При этом надо отдавать себе отчет в том, что это плата не только и не столько за знания - это распределенная во времени оплата за поступление. Один из моих учеников, продолжая работать со мной, "для 100%-ного поступления в МГУ", занимался в подобном режиме с "преподавателем-гарантом". Групповые (!) занятия сводились к тому, что выдавались варианты вступительных экзаменов за прошлые годы, которые надо было решать на занятии и дома. Никаких объяснений, никакой проработки тем, на все вопросы один ответ: "Это вы должны уметь делать!" Высокая административная должность, занимаемая этим преподавателем, видимо, не оставляла ни сил, ни времени на собственно педагогический процесс. В общем, реальной подготовкой к экзаменам и разбором этих вариантов занимался с учеником я. Благо материальные возможности семьи позволяли оплачивать оба вида занятий."


От себя могу только добавить, ко мне не раз обращались за помощью ребята, уже потратившие год на занятия с подобными "гарантами" и провалившие вступительные экзамены. Преподаватели, сперва уверенно гарантирующие безусловное поступление на бесплатное обучение, к концу года вдруг объявляли родителям, что ученики простые задачи решить не способны, работали мало, задания не выполняли, к экзаменам не готовы, так что едва смогут поступить учиться и в платные группы. И выглядело все это настолько убедительно, что бедным родителям оставалось только краснеть... Конечно, денег в таких случаях никто не возвращает. Я вовсе не хотел бы незаслуженно бросить тень на все институты, кого-то несправедливо обидеть, но не могу не признать очевидного: таких случаев в последнее время действительно достаточно много. И, хотя Вузовские преподаватели-репетиторы из приемных комиссий нередко оказывают реальную помощь, лучше пользоваться их услугами осторожно.


Третья группа - это учителя, преподающие в частных школах, где обучение может стоить от 200 до тысячи евро в месяц и выше. Частные школы есть во многих странах. Среди учителей из различных стран, с которыми мне приходилось сталкиваться на международных конгрессах по математическому образованию, отношение к этой группе неоднозначно. Но в последнее время скорее скептическое. А проблема вот в чем. Денежная заинтересованность владельцев подобных школ вынуждает, в ущерб воспитанию и обучению, поддерживать такие условия, при которых ребенок более всего желал бы остаться в любимой школе. В технологиях, позволяющих добиться этой цели, с учетом современного развития психологии, НЛП и прочих "наук", недостатка не существует, но нельзя не отметить, что на образовании все это сказывается весьма печальным образом. Ну, а с учетом российской специфики, ситуация и вовсе усугубляется. Один из серьезных факторов здесь - это в среднем все же не очень высокие заработные платы учителей частных школ. Ведь деньги родителей на самом деле расходуются в основном на арендную плату, взятки, охрану, налоги, содержание администрации и прочее. Серьезные преподаватели, как правило, от работы в таких школах отказываются, вследствие чего их кадровый состав по квалификации нередко уступает уровню обычных школ. За всю мою практику работы в МГУ я не помню случая, чтобы хоть один ученик частной школы смог поступить в Университет на бесплатное обучение, хотя даже при среднем уровне способностей и достаточной подготовке это не такая уж большая проблема. Более того, процент ребят, занимающихся в рамках платной программы и окончивших частные школы, также весьма невелик.


И, наконец, четвертая группа - это репетиторы-профессионалы, для которых частное преподавание является основной деятельностью. Стоимость занятий с ними не может быть низкой, однако, она вполне доступна для многих людей даже среднего достатка. Высокий уровень подготовки учеников для них является залогом материального и профессионального процветания. Скажем, лично я всегда испытывал чувство особого, глубочайшего уважения к школьным учителям. Их самоотверженность, выносливость делают честь этим скромным работягам, своим нелегким трудом все еще продолжающих хоть как-то поддерживать наше среднее образование. Но работа школьного учителя есть работа с большим коллективом, с классом, который состоит из множества ребят, от 5 до 30, и даже до 40 человек. А задача репетитора принципиально иная: сфера его деятельности - индивидуальная программа. Его задача - дать молодому человеку то, чего не может школьный учитель. Поскольку очевидно, что овладеть наиболее ценными знаниями, научиться наиболее сильным приемам, необходимым с учетом выбранной профессии, достичь высшего уровня мастерства в рамках только массового школьного обучения, к сожалению, невозможно. Из сказанного следует, что уровень мастерства, знания, эрудиции, умение работать с подростками у профессионального репетитора должны быть значительно выше, чем у школьных учителей.