Об уважении к знанию

Если Вы имеете дело с репетитором по математике и хотите убедиться, что перед Вами профессионал?

Если Вы имеете дело с репетитором по математике и хотите убедиться, что перед Вами профессионал действительно высокого класса, я советую обратить внимание, в том числе, и на то, с чего он начинает свое первое занятие. Какое внимание он уделяет аккуратности ученика, его почерку, и даже письменным принадлежностям - ручке, тетрадке...


Иной ученик может задать вопрос: А зачем на уроке математики заниматься чистописанием? Но ведь аккуратная тетрадь - не просто прихоть своенравного учителя. Прилежность, аккуратность выполнения задания на 80% исключают возможность ошибки. Кроме того, при этом работу намного легче проверить, найти ошибку в решении, что весьма существенно экономит время на экзамене. К тому же известно, что преподаватели из приемных комиссий, проверяющие работы при поступлении в ВУЗы, как правило, при прочих равных условиях, отдадут предпочтение чистой и аккуратной работе! Но главное даже не в этом. В свое время, в 80-е, в Германии ученые специально проводили серию социальных исследований. Взяли две группы школ. В первой группе в классах повышенное внимание уделялось требованию аккуратного ведения тетрадей, изящности почерка, тогда как во второй группе обращали внимание на другие аспекты обучения. Так вот, в первой группе уровень знаний учеников и эффективность усвоения материала были значительно выше; как и успеваемость, подготовленность к экзаменам, по сравнению с классами второй группы (а всего было исследовано более 200 классов). Стали искать причину. Оказалось, что среди учеников первой группы в значительно большей степени характерно серьезное, уважительное отношение к математике, и интерес к предмету значительно выше. Несколько моих коллег - преподавателей из разных стран специально посвятили свои доклады этой теме. Они единодушно отмечали, насколько существенно влияние повышенного интереса к предмету, понимания значимости этого предмета. Это неразрывно связано также с такими факторами как прилежность, аккуратность, серьезное отношение к выбору письменных принадлежностей. Подростку следует иногда предоставить возможность самому сходить в магазин и приобрести ручку, тетрадку, линейку... Один ребенок принесет домой красивую тетрадь, престижную ручку. Его не смущают даже сравнительно высокие расходы личных средств, которые вполне можно было потратить на мороженное, чипсы или что-нибудь еще. Он понимает, что таким образом добьется значительно больших успехов в усвоении материала, столь нужного для будущей профессии... Другой купит самую дешевую тетрадку, ручку, которая постоянно будет ломаться и из которой то и дело будут вытекать чернила, образуя кляксы. В последнем случае грамотный педагог должен уделить особое внимание тому, чтобы "зажечь искорку" интереса в ребенке, выработать понимание необходимости предмета, уважение к этому предмету, к знаниям, заставить серьезно задуматься о своем будущем...


В докладе коллеги Робинсона и его научной группы, которая выполняла работу в тесном сотрудничестве с солидным коллективом американских медиков, отмечалось также, что использование хорошей, "особенной" ручки существенно положительно влияет не только на успеваемость, но, что особенно любопытно, и на здоровье ученика, включая прежде всего центральную нервную систему. Последнее вполне созвучно тому, о чем неоднократно писал в своих книгах известный российский ученый, профессор, доктор медицинских наук А.А.Алексеев, рекомендуя писать гусиным пером, что положительно сказывается на здоровье. Конечно, нет смысла покупать дорогую ручку избалованному "двоечнику", который ее на следующий же день выбросит или потеряет, потому что еще не успел выработать в себе нужное отношение к учебе, понимание всей значимости приобретаемых знаний лично для него, интереса к занятиям; и не испытывает подлинной радости от урока.


Существенная особенность современной школы - это практически полное отсутствие к уважения к Знанию. Да и откуда, казалось бы, взяться такому уважению в стране, где интеллектуал, специалист, виртуозно владеющий фундаментальными науками и прикладными методами, получает значительно меньше кассирши в супермаркете или даже уборщицы? И воспитать такое уважение сегодня чрезвычайно трудно, тем более, что мнение школьника, презирающего низкооплачиваемого инженера и ученого, является коллективным, массовым, а коллективное мнение, как известно, обладает значительно большей устойчивостью.


Но именно эта задача и является сегодня основной для репетитора-профессионала, поскольку от ее успешного разрешения на 90% зависит успех дела. Ведь учащийся, понимающий важность изучения предмета, понимающий, как много пользы принесет для него этот предмет, увлеченный и испытывающий радость при его изучении, добьется результатов гораздо быстрее, и результатов значительно больших.